АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА НА СЖИГАНИИ ТОРФА
… . Многим любителям альтернативной энергетики будет интересно и неожиданно узнать, что по строгому счету вся большая электроэнергетика в СССР начиналась как альтернативная и возобновляемая. Для этого стоит внимательно рассмотреть начало электрофикации СССР. Она начиналась с знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственный план электрофикации России). План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 тепловых электростанций и 10 гидроэлектростанций) общей мощностью 1,75 млн кВт. Что интересно – из 20 тепловых станций 14 работали на торфе и только 6 на местном угле. Т.е. 10 гидроэлектростанций – это возобновляемая «чистая» энергетика, а 14 ТЭС на торфе тоже к ним относятся. Мало кто знает, что торф отвечает всем требованиям малой, зеленой, альтернативной энергетики. Например, при сжигании торфа вредные выбросы минимальны, их меньше чем при сжигании дров или в выхлопе дизельных генераторов, и сравнимы с выхлопными газами природного газа. В газах от сжигания торфа совсем нет серы и многих других веществ, которых много выделяется при сжигании каменного угля, мазута, солярки и проч. При этом торф (мох и лишайники) в болотах постоянно растет (на 1-3 мм в год) — т.е. непрерывно возобновляется. Следовательно, количество торфа в болотах непрерывно увеличивается. Еще- торф это местное «подножное топливо» для огромных территорий нашей страны, да во и многих других стран на разных континентах. Именно поэтому торф и был выбран как основная энергетическая база развития электроэнергетики в России на заре Советской Власти.
… . Идею комплексной электрификации России на основе использования местных энергоносителей — торфа, подмосковного, уральского и донецкого угля, а также сланцев — российские инженеры и ученые – практики сформировали еще в 1900 году на I Всероссийском электротехническом съезде. К началу Первой мировой соответствующая программа уже была комплексно проработана. Как первый опытный объект в 1912—1914 году около подмосковного Богородска (ныне Ногинск) была возведена крупнейшая в мире торфяная тепловая электростанция «Электропередача». Сегодня это ГРЭС-3 (Электрогорская ГРЭС), которая давно переведена на газовое топливо. Создателями этой ТЭС стали Классон, Винтер, Кржижановский и Иван Радченко, который занимался торфоразработками. Последние два еще стали и видными революционерами и деятелями советского государства. Станции обязан своим рождением поселок Электропередача — ныне город Электрогорск. На станции было установлено два турбогенератора по 5,5 Мвт каждый, и её котлы сжигали около 300 тонн торфа в сутки.
… . В первые годы развития плана ГОЭЛРО созданы и запущены в работу Каширская (1922 год) и Шатурская (1925 год) ГРЭС, обе работали на сжигании торфа. В результате реализации плана электрофикации СССР в 1930г. на торфяных электростанциях сгенерировано 40 % всей электроэнергии страны, в 1940г. (после запуска крупных гидроэлектростанций) эта цифра составляла 20 %. Добыча торфа в СССР составляла 50 млн. тонн в конце 80-х годов, из них 50 % использовалась в энергетике, 50 %- в сельском хозяйстве.
… . Потом количество электростанций на торфе в виде топлива сошло на нет. Причин много и одна из них — приход дешевого и более удобного в применении сетевого газа для питания котлов паросиловых установок. И действительно все крупные тепловые электростанции находятся в обжитых местностях с хорошим промышленным потенциалом и развитой инфраструкторой. Там обязательно есть сетевой газ от магистральных газопроводов и подключение к газовым магистралям больших электростанций- вполне логично. Конечно, это касается крупных электростанций мощностью от 10 до 100 МВт.
Но в России и в других странах (Канада, США, Бразилия, Индонезия, Финляндия и пр). есть огромные малонаселенные территории где нет плотной сети населенных пунктов с развитой промышленностью и сельским- лесным хозяйством. Но там везде живут люди и существуют небольшие населенные пункты и какие-то промысловые и хозяйственные объекты. Тянуть туда газопроводы и мощные линии электропередач – нерентабельно, да и порой технически невозможно… Вот тут и встает вопрос создания малых (от 250-500 КВт до 1,5 -2 Мвт) местных энергетических станций, которые используют местное топливо. На этих мощностях сейчас в основном используются дизель-электрогенераторы, которые сжигают дорогое дизтопливо, которое надо с большими затратами завозить за тысячи километров. При этом в этих местностях в 90% случаев есть свое местное топливо – от угля, до дров. И очень часто вокруг много торфа. Вот в этих случаях и вступает в силу возможность создавать малые тепло-электростанции, которые дают тепло и электричество от сжигания в котлах торфа. Полученный в котлах пар дальше идет крутить паровые роторные двигатели (паровые турбины в мощностях менее 3,5 МВт не эффективны и крайне дороги).
… . И такие схемы развития местной энергетики на местном био-топливе (торфе, отходах лесопереработки и проч.) – гораздо надежнее, работоспособнее и экономически выгоднее, чем другие виды альтернативной энергетики вроде выработки в северных краях электроэнергии на солнечных батареях, через ветрогенераторы и проч.
Краткий анонс статей о разных аспектах энергетики
СТАТЬЯ №2
БИОМАССА (РАСТИТЕЛЬНАЯ МАССА) КАК РЕСУРС АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
… . Почему-то во многих статьях и обзорах на тему альтернативной энергетики тема преобразования в энергию (тепловую и электрическую энергию) горючего твердого топлива и отходов поднимается слабо. Под альтернативной энергетикой больше понимается ветроэнергетика или солнечная энергетика. Реже — выработка электроэнергии на малых гидроэлектростанциях либо использование тепла недр земли. Если и упоминается биоэнергетика в плане выработка тепловой и электрической энергии из биомассы, то чаще всего идет тема сбраживания отходов пищевых производств, либо органического мусора либо навоза- помета с птицеводческих либо животноводческих ферм, для выработки горючего газа. Такой газ потом можно сжигать для разных энергетических нужд.
Но вот возможности применения в области альтернативной, малой или автономной- распределенной энергетики древесной массы (щепы, опила или просто дров) либо соломы, как и других горючих остатков от лесопереработки, деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства – пищевой промышленности, рассматриваются крайне редко.
… . Но на самом деле такие горючие отходы – это огромная топливная база для малых энергетических установок, которые могут создаваться буквально везде в большом количестве в разных странах мира. И такая огромная топливно-энергетическая база может привести к тому, что малых электростанций на сжигании может оказаться гораздо больше, чем всех ветро- энергоустановок и солнечных батарей, как и иных установок альтернативной энергетики вместе взятых.
Давайте посмотрим хотя бы на некоторые области наличия горючих отходов и растительного топлива.
… . На территории Российской Федерации размещено около 25% мирового запаса лесных ресурсов планеты, а это приблизительно 82 млрд. м 3 древесины. При разработке лесосечного фонда в объёме приблизительно 400 млн. м3 отходы лесной промышленности составили примерно 120 млн. м3 древесины, а отходы деревообрабатывающей промышленности — примерно 57 млн. м3. В настоящее время из общего количества отходов используется в виде технологического сырья немногим более 5 млн. м3 и в виде топлива для предприятий — примерно 20 млн. м3. Т.е. используется не более 12 % отходов в этой отрасли.
… . На сегодняшний день в лесной и деревообрабатывающей промышленности в год получают около 70 млн. т. древесных отходов (ветки, горбыли, опилки, щепа, кора, стружка и проч.) В этих отраслях производства по технологическим особенностям производственные отходы очень велики:
… . — в лесопилении — 40 %,
… . — в мебельном производстве — 50 % от расходуемого сырья.
70 миллионов тонн горючих отходов от лесопереработки в России, которые сейчас не используются и на 20% — это огромный объем топлива для малой, автономной энергетики.
… . Далее — горючие отходы сельского хозяйства. В России ежегодно получают «побочным продуктом» растениеводства от 120 до 140 млн тонн разной соломы, на Украине- около 50 млн тонн, а в Китае более 600 млн тонн. Использование соломы в России идет не более 20% на разные нужды, а большая часть соломы запахивается в землю, или сжигается в полях как рисовая солома в Краснодарском крае. При этом по энергетическому содержанию дна тонна соломы эквивалентна 330 кг дизельного топлива или 600-700 кг угля, или же 500 м кубических газа.
… . Другое направление- только в Бразилии урожай сахарного тростника составляет около 700 млн тонн, не менее 70% этого объема при переработке составляют отходы – так называемая богасса (выжатые, измочаленные стебли тростника). В мировом масштабе – это несколько миллиардов тонн отходов. Эти отходы- прекрасно горят.
… . Как мы видим, что топливно- сырьевая база альтернативной, малой или автономной местной энергетики- поистине огромная. И самое главное- что такие горючие отходы распространены практически по всему миру. Это топливо не нужно завозить из далека на малые электростанции, как это нужно в случае с моторным топливом или углем. И такие топливные запасы могут стать одним из двигателей прогресса многих отдаленных уголков нашей страны, да и всей планеты, как и многих слаборазвитых стран.
Краткий анонс статей о разных аспектах энергети
СТАТЬЯ №3
ОТРАБОТАВШИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАЗИС МАЛОЙ И АВТОНОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
… . Альтернативная и автономная электроэнергетика и проблема утилизации старых шин — что тут общего? Оказывается, оно есть и очень прямое. Все города и села России, да и многих других стран завалены старыми – отработавшими своё автомобильными покрышками. Они лежат кучами у мусорных баков, складированы возле гаражей и авторемонтов, громоздятся на стихийных свалках и проч. Это общемировая проблема и решается она даже в развитых и благополучных странах мира не просто и не дешево. Удивительно – но основным методом ликвидации старых шин в Японии, Германии и Швеции оказывается сжигание старых автомобильных покрышек. Например, в Японии сжигают около 70% старых шин, в Швеции- около 65%, а в Германии – примерно 50%. Сжигают старые шины в специальных установках с целью получения тепла и электроэнергии. Вот она – прямая связь между утилизацией отработавших свое авто — шин и малой и альтернативной энергетикой. Конечно — специальные печи для сжигания автошин спроектированы так, что покрышки сгорают полностью, и практически не выделяют вредных веществ в окружающую среду. Высокая температура в топках таких установок полностью термически разрушает все составляющие резины автошин и в трубу уходят лишь безобидные пары воды и углекислый газ.
При этом такое уничтожение старых автошин может оказаться экономически выгодным, ибо теплотворная способность резины, из которой они состоят на 80% — весьма высока. Она выше, чем у каменного угля, и примерно равна теплоте сгорания мазута. Именно поэтому ГОСТ Р 54095-2010 «Требования к эко — безопасной утилизации отработавших шин» определяет сжигание в специальных установках отработавших автомобильных шин как наиболее разумный тип уничтожения таких отходов, и не допускает только неконтролируемое сжигание на открытом воздухе, которое определяется как опасное и вредное.
… . Так почему же тогда, если существует общепризнанный вариант утилизации отработавших своё автомобильных покрышек, он так мало применим в мире, и практически не применяется в России? Оказывается – вся проблема в масштабах таких установок и в разных вариантах использования энергии от сжигания старых автошин. Дело в том, что при прямом сжигании старых автошин в специальных котлах с получением пара, традиционные технологии «большой энергетики» предполагают питание паром больших паровых турбин для вращения электрогенераторов. Паровые турбины имеют эффективность только в размерностях более 5 МВт, именно поэтому в «большой энергетике», все мощности электрогенерирующих установок менее 10 МВт отнесены к малой, автономной и даже к альтернативной энергетике.
… . Если предположить, что будет построена станция по электрогенерации на сжигании старых шин с ее комплектованием минимальной по размеру паровой турбиной при её приемлемом КПД – в 5 МВт, то такой электростанции надо сжигать 2 тонны старых покрышек в час. При этом стоимость станции будет не менее 20 млн. долларов. Так же для обеспечения питания топливом придется свозить старые покрышки с окрестностей в 120-150 км, ибо набрать 50 тонн в день старых покрышек даже в среднем по размеру городе будет не так просто… А такая транспортная схема с ежедневным сбором и транспортировкой за сотню километров топлива на десятке грузовиков, окажется весьма трудным по финансовым затратам делом. Именно это две главные причины, которые резко снижают коммерческую привлекательность дела, для малого с среднего бизнеса. К этому еще надо добавить, что продать 5 Мвт электричества будет очень непростым делом, это уже большие объемы электроэнергии.
… . Так что же делать в таком случае? Ответ на этот вопрос прост и понятен – надо переходить от размеров и масштабов «большой энергетики» с ее огромной ценой на строительство крупномасштабных объектов, на малые масштабы недорогих объектов, которые присущи для малой – альтернативной энергетики.
… . Для эффективного избавления от завалов старых автошин в городах и селах нужно применять малые паросиловые установки с паровыми роторными двигателями мощностью в 50-150 квт, котлы которых будут за одну загрузку требовать 3-5 -10 старых покрышек и размещаться такие энергоустановки будут рядом с малыми потребителями электроэнергии. Подсчитано, что 3-5 таких установок могу вполне эффективно утилизировать поток старых автошин, которые образуются в сельском административном районе с населением в 30-50 тысяч человек, или в таком же по населению малом городе. 20-30 установок мощностью в 100-250 квт, могут эффективно решить проблему утилизации старых покрышек, да и всякого полимерного – пластикового мусора в городе с населением в 200-300 тыс человек. Для миллионного города потребуется уже с сотню таких установок, которые будут расположены на окраинах города, рядом с промышленными зонами и вырабатывать дешевое электричество и тепло для прямых потребителей, которые у них будут находиться буквально в «шаговой доступности». И паросиловые установки такого типа автономной и альтернативной энергетики смогут решить сразу две проблемы – избавить города и села от завала старых шин, как и обеспечить дешевой энергией.
СТАТЬЯ №4
ПОПУТНЫЙ ГАЗ — МАЛАЯ, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА НЕФТЕПРОМЫСЛОВ
… . Попутный газ – это смесь легкокипящих жидких и газообразных фракций углеводородов, которые растворены в нефти. При выходе нефти из пласта давление в ней падает давление и эти фракции выделяются из нефти, и их уже невозможно транспортировать по нефтепроводу. Использовать эти газы на пользу на скважине нефтедобычи в полевых условиях затруднительно и поэтому в большинстве случаев попутные газы просто сжигают в факелах. И это не смотря на то, что это весьма ценное нефтехимическое и энергетическое сырье. Просто в тундре или в пустыне за тысячи километров от нефтеперерабатывающих и газоконденсатных заводов этот продукт невозможно использовать.
… . Именно поэтому только в России год сжигается от 20 до 50 млрд. куб.м попутного газа в факелах. Точной статистики нет, ибо большинство нефтедобывающих компаний не заинтересованы в точном учете факелов для сжигания попутного газа и их производительности. В во всем мире на месторождениях и нефте- предприятиях горят не менее 17000 факелов, выбрасывая ежегодно в атмосферу около 350 млн т CO2, как и других разнообразных весьма опасных загрязняющих веществ. В России таких факелов по разным оценкам- от 3 до 4 тысяч. Грубые подсчеты показывают – если весь попутный газ в России превратить в электроэнергию со скромным КПД в 15%, то выработка электроэнергии в России увеличится на 30 – 40% … Это в 2 раза больше, чем вырабатывают все гидроэлектростанции России, и 500 раз больше, чем вырабатывают все объекты малой или альтернативной энергетики нашей страны.
… . При том — что такое ценное топливо ежедневно сжигается в факелах многими миллионами кубометров, одновременно на нефтедобывающие комплексы, в вахтовые поселки и в северные населенные пункты тысячами тонн за тысячи километров заводится в бочках дизельное топливо для питания малых дизель-электрогенераторов, ибо вся малая, автономная, даже альтернативная энергетика на Севере, в Сибири или на Дальнем Востоке представлена дизель — электрогенераторами мощностью 200 -350 — 600 квт. Невероятный парадокс, с одной стороны местное топливо сжигается ежедневно тысячами тонн, ибо никто не знает куда его использовать, с другой стороны – в эти же местности завозится (с большими затратами) многими тысячами тонн дизельное топливо для выработки электроэнергии.
Это происходит- что неочищенный попутный газ невозможно использовать в двигателях внутреннего сгорания в качестве топлива. А ставить системы очистки- это создавать целое производство. Вот одновременно годами горят факелы попутного газа, и тут же на север тянутся эшелоны и автопоезда с цистернами солярки.
… . Выход из этого совершенно неразумного положения вполне возможен — это если начать использовать малые паросиловые установки для привода электрогенераторов. В котлах малых паросиловых установок вполне эффективно и с малым выбросом загрязняющих веществ можно сжигать очень широкий тип топлив. Тем более- что газообразное топливо широкого фракционного состава вполне легко и надежно сгорает в факелах в условиях высоких температур. Под малыми паросиловыми установками можно понимать системы с электрогенераторами и на 500 и 1000 квт по электричеству. Ибо в «большой электроэнергетике» малыми установками считаются энергоблоки мощностью менее 10 МВт (10 000 КВт). Все объекты мощностью менее этого значения относятся к объектам малой, даже альтернативной энергетики.
… . Вот такой подход поможет резко удешевить электро и теплоснабжение отдаленных нефтедобывающих площадок, вахтовых поселков и северных населенных пунктов. Прекратить дорогостоящий завоз десятками тысяч тонн солярки в отделенные районы, а так же избавить нефтяные компании от штрафных платежей за вред природе при сжигании попутного газа в факелах. И главное- резко уменьшить вред природе от сжигания попутного газа в факелах.
СТАТЬЯ №5
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ. КАКИЕ СИЛОВЫЕ СХЕМЫ ВОЗМОЖНЫ В МАЛОЙ ГЕНЕРАЦИИ?
… . В настоящее время – когда цена на киловатт электроэнергии из сети становится все дороже и дошла уже до 11 рублей за киловатт для коммерческих потребителей на начало 2019 года, все насущнее становится тема автономной, альтернативной энергетики, т.е. независимого электроснабжения различных промышленных и хозяйственных объектов. Тем более этот вопрос остро стоит для тех, чьи удаленные объекты снабжаются в автономном режиме через дизель электрогенераторы. Для таких объектов при цене дизтоплива в 45 рублей за 1 литр цена электроэнергии составляет от 19 до 22 руб за киловатт-час.Это очень дорого и энергообеспечение за счет дизель генерации сейчас становится крайне дорогим мероприятием, когда просто нет другого выхода для энергообеспечения.
… . Для все интересующихся малой энергетикой и альтернативным энергообеспечением за счёт дешевого твердого топлива всегда стоит вопрос таким образом – да у нас есть много дешевого топлива.. Но вот каким образом и за счет каких устройств превращать тепловую энергию от сгорания дешевого твердого топлива в электроэнергию – этот вопрос всегда предполагал много ответов…
… . Наиболее распространены три варианта технологических решений от ответ на такой вопрос:
— классическая паровая машина с паровым котлом;
— газовый двигатель Стирлинга;
— газогенераторная установка с двигателем внутреннего сгорания;
Первое — паровая машина в в альтернативной энергетике:
… . Первый вариант решения проблемы мы видим в развернутом виде на этом сайте, поэтому не будем повторяться.
Рассмотрим поочередно второй и третий варианты.
Второе- двигатель Стирлинга в малой энергетике:
… . Это двигатель внешнего сгорания, рабочим телом которого служит воздух. У двигателей Стирлинга очень хорошая экономичность, но очень малая удельная мощность. Все эти плюсы и минусы такого двигателя происходят из термодинамических свойств воздуха как рабочего тела. При нагреве на 100 градусов объем воздуха увеличивается всего на 30%, а объем воды при ее кипении при нагреве до 100 градусов увеличивается в 1600 раз….
Поэтому удельные мощности паровых машина на водяном паре и двигателей Стирлинга на воздухе отличаются буквально в тысячи раз в пользу паровых машин! Но при этом, для получения пара надо не только затратить тепло на нагрев воды, а затем на нагрев пара, но и преодолеть скрытую теплоту парообразования воды, которая забирает на себя львиную долю потерь на получение пара высоких параметров. Поэтому двигатели Стрилинга оказываются в разы экономичнее паровых машин, но в десятки раз их маломощнее… Чтобы поднять мощность стирлингов разработчики идут по пути наличия рабочего тела в цилиндрах под давлением в 150-200 атм, что резко усложняет конструирование, изготовление и эксплуатацию таких двигателей. В общем – двигатель Стирлинга на твердом топливе для электрогенерации – машинка очень интересная, но и очень капризная и трудная в изготовлении. Именно поэтому высокотехнологичными двигателями Стирлинга мало кто занимается. Это очень дорого и крайне трудно по технологии изготовления.
Третье – газогенератор с ДВС возобновляемой энергетике:
… . Этот путь, по которому идет большинство энтузиастов и «новаторов» в области малой возобновляемой энергетики с применением твердого топлива.
Такое технологическое решение большинству любителей дешевого электричества кажется наиболее простым и доступным, потому что тут используется стандартный и широко распространенный автомобильный бензиновый мотор. Надо всего лишь к нему приладить газогенератор – эдакий пиролизный реактор, который за счет неполного сгорания твердого топлива в условиях нехватки кислорода будет давать на выход некий горючий газ, который и будет засасываться в цилиндры автомобильного двигателя и гореть там взамен бензиновых паров.
Все это выглядит довольно привлекательно и легкореализуемо, тем более, что в недавней истории — в период Великой Отечественной (Второй мировой войны), как в СССР , так и в других странах Европы был массовый переход гражданского транспорта на газогенераторы, чтобы бензин полностью отправлялся на фронт в воюющие армии. Но, почему-то, после окончания войны, все гражданские автомобили разом вернули на потребление бензина и газогенераторы с них демонтировали…
Оказывается, у газогенераторов, при их общей работоспособности есть большое количество трудноискоренимых недостатков. Рассмотрим их подробно:
… . 1.- Теплотворная способность газогенераторного газа в 2 раза ниже бензина. Моторы на газогенераторах теряют до 50% мощности. Поэтому а у автомобилей на газогенераторах нет холостых оборотов – на холостых оборотах мотор останавливается. Отсюда большой расход газа- все время надо давать нагрузку и обороты…
- – Газогенераторный газ большое количество смол и дегтей — даже 2-я фильтрация не спасает. Чистить надо постоянно – сливать «деготь», а это сильный канцероген- куда его девать? Фильтры с со смолами и дегтем надо менять регулярно, и это дорого.
Газогенераторный газ для увеличения его плотности (для усиления теплоствроной способности) надо охлаждать- ставить спец радиатор, при таком охлаждении- еще сильнее выпадают смолы. Такие смолы забивают топливную аппаратуру и залепляют густой смолой клапана и мотор просто перестает нормально работать. - – Во многом газогенераторный газ состоит из СО (угарны газ- сильный яд) – установки нельзя ставить в закрытых помещениях — опасность отравления.
4. – Процесс газогена- чувствителен к влажности. На повышенной влажности процесс не идет..
5. – Необходимо калиброванное по размеру топливо. Разные по размеру дрова не идут в процесс.
6.– Реактор работает периодически- его надо загружать, а потом разгружать «уголь» — куда его девать? Это хлопотный и грязный процесс.
7.- Реактор работает периодически- на момент перезагрузки реактора- мотор надо останавливать. Или иметь значительное превышение производительности мотора и накапливать газ в промежуточной емкости. Там будут выпадать смолы и забивать клапана… Это емкость очень опасна- в ней смесь метана, водорода и угарного газа… Водород крайне текуч и просачивается даже сквозь металл- при смеси с воздухом- гремучая смесь. Это крайне взрывоопасно! Угарный газ при этом – ядовит.
8- В начале процесса после загрузки газ идет одного качества, в конце загрузки- по мере выгорания топлива- идет газ другого качества. Единственный выход для выравнивания свойств газа его смешивание – большая накопительная ёмкость, что опасно.
9. – В газоген- реакторе только часть «первичного топлива» превращается в моторное топливо. Сухой остаток- куда-то надо девать… Т.е. при газификации дерева этот остаток – древесный уголь. Т.е. в газообразное моторное топливо превращается только примерно 40% от массы изначального топлива (да еще теплотворная способность такого газа мала по сравнению с жидким топливом). Т.е. КПД общего процесса мал.
А вот если сжигать такое «первичное топливо» в топке котла паровой машины- то в тепло превратится всё топливо, сгорит и твердая и газообразная часть топлива.
Вот такие многочисленные недостатки у газогена.
В итоге рассмотрения всех этих силовых схем, можно понять – почему автор данного сайта остановил свой выбор в деле альтернативной выработки электроэнергии на малых паросиловых установках.
… . … . СТАТЬЯ №6 КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
… . Альтернативная энергетика весьма широкое понятие. Тем более — что в документах технического регулирования нет четкого определения и разграничения между такими понятиями как малая энергетика, распределенная энергетика, возобновляемая энергетика, зеленая энергетика и пр.
Обычно под всеми такими терминами предполагают очень похожие технические практики и назначение силовых машин. Главное отличие объектов попадающих под все такие определения в том, что они имеют ресурсно-сырьевое обеспечение резко отличающееся от базисного обеспечения ресурсами «большой электроэнергетики».
… . Предполагается, что «большая энергетика» получает топливо от сжигания невозобновляемых, весьма экологически опасных источников топлива, типа нефти, угля или природного газа. А вот возобновляемая, малая и альтернативная энергетика получает свои силовые ресурсы от совершенно иных, экологически безопасных и возобновляемых типов силовых ресурсов.
… . Но в этом деле классификации и разделения по типам и видам есть немалая область смешения или даже путаницы. Например, огромные гидроэлектростанции – к какому виду энергетики их относить? В альтернативной и возобновляемой, или к традиционной — индустриальной и весьма экологически опасной? Видь даже гигантские гидроэлектростанции работают на возобновляемом силовом ресурсе- на энергии текущей воды. Т.е. они не сжигают топливо и не выбрасывают в атмосферу продукты горения. Но, такие гидроэлектростанции наносят порой большой ущерб окружающей среде, в плане того, что для создания напорных водохранилищ затапливаются огромные территории, и там меняется и ландшафт и даже климат.
Еще перегораживание естественного тока рек серьезно нарушает пути миграции рыб и негативно влияет на воспроизводство рыбных ресурсов…
… . Или как быть с малыми тепловыми электростанциями с паровыми двигателями на торфе? С одной стороны — они работают на сжигании органического топлива и выбрасывают какое-то количество продуктов сгорания в атмосферу и это плохо. Но с другой стороны – в топках котлов паровых двигателей сгорает торф, который является возобновляемым типом растительного биотоплива. Ибо в болотах торф (мох) постоянно нарастает и его слой становится толще и толще.
… . А что делать с такими малыми и мобильными устройствами выработки электроэнергии, как небольшие бензиновые и дизельные электрогенераторы. Ведь они сжигают дорогие бензин или солярку и загрязняют воздух ядовитым выхлопом. Особенно это касается 2-х тактных бензогенераторов.
Эти примеры показывают, насколько неоднозначно содержание определений альтернативная энергетика, возобновляемая энергетика или малая – распределенная энергетика. Для четкого определения сути такой альтернативной позиции в деле энергоснабжения имеет смысл соединять наличие двух признаков.
… . Первый признак — независимость от монопольных и больших структур коммерческого электроснабжения- сетевых компаний и больших электростанций. Этим обеспечивается соответствие понятию малая, независимая и распределенная энергетика.
… . Второй признак – использование возобновляемых, дружественных к окружающей среде силовых ресурсов для выработки энергии.
… . И вот суммарное использование двух этих характеристик и даст четкое отнесение генерирующих устройств к нужному нам классу и выведет гигантские гидроэлектростанции, как и малые дизель и бензогенераторы за рамки альтернативной, малой и экологически безопасной энергетики.
… . Таким образом, в нужной нам области останутся солнечные и ветроэлектростанции, которые дружественны к окружающей среде, но не обладают возможностью стабильно давать электричество по времени суток и по сезонам года. А так же малые гидроэлектростанции и небольшие тепловые электростанции (паровые двигатели) на сжигании органического постоянно появляющегося топлива в виде отходов сельского хозяйства, отходов деревообрабатывающей промышленности, либо возобновляемых ресурсов типа торфа, дров и пр.
Краткий анонс статей о разных аспектах энергетики
… .