Многие жители России- особенно живущие в сельской местности и в отдаленных районах и ведущие активную хозяйственную и предпринимательскую деятельность страдают от цен на горючее для своего транспорта. Бензин и солярка дороги, а завозить их приходится из далека. При этом вокруг — море твердого топлива и горючих отходов.
Авто данного сайта сейчас подходит к возможности устанавливать компактный, но тяговитый паровой двигатель (роторный или аксиально-поршневой) с компактным прямоточным котлом на шасси автомобиля, чтобы можно было ездить на дешевом (даже подножном) твердом топливе.
Скорость будет не очень велика (до 60 км/ч)- но зато мощный крутящий момент и тяговое усилие. Как раз то что нужно для технологических самоходных машин и грузового транспорта в сельском хозяйстве и в глубинке — на лесоразработках, торфяниках и проч.
ПАРОВЫЕ ТРАКТОРА И АВТОМОБИЛИ
…. Паровые трактора и автомобили являются очень перспективной и коммерчески выгодной техникой, которая на сегодняшний день оказывается совершенно не развитой. Конечно – КПД парового двигателя по использованию тепла от сгорания топлива в 2,5-3 раза ниже, чем КПД двигателя внутреннего сгорания на бензине, и особенно- солярке.
Но если – КПД в 3 раза хуже, а топливо в 9 -10 раз дешевле, то использование парового трактора или грузовика в 3-4 раза выгоднее…. Действительно — литр солярки стоит в ценах конца 22 года- около 50-52 рубля, а килограмм угля стоит примерно 5 — 6 рублей….
А если мы будем использовать тягач с паровым двигателем на лесосеке или на лесопилке, или на уборке урожая, где вокруг великое количество горючих отходов лесозаготовок (ветки, сучья, горбыли, опил — щепа) или пожнивных остатков (солома, лузга и проч.) – которые практически бесплатны, то экономическая целесообразность такой техники – она вообще не имеет цены, ибо такое топливо практически бесплатно. Именно такой тип питания «подножным кормом» для технологического транспорта на лесоразработках, в сельском хозяйстве, на строительстве небольших местных объектов в сельской местности – очень выгодно. Конечно, не разумно переводить на паровую тягу с твердым топливом грузовик – длинномер дальних рейсов для магистральных трасс. А вот трактор или тягач местного использования, который весь рабочий день снует – катается «туда – сюда – обратно» на небольшие расстояния около груды горючих отходов – очень разумное и экономически оправданное мероприятие.
…. Давайте коротко взглянем на технику в виде паровых грузовиков и паровых тракторов, которая производилась и использовалась в период наибольшего развития такой техники. Этот период пришелся на 20-30 годы прошлого века. Тогда производители Англии, Германии и Франции выпускали в год суммарно до 10 тысяч такой техники в год. А вот после окончания 2-й мировой войны, цены на моторное топливо для двигателей внутреннего сгорания резко снизились, и дешевые бензин и солярка свели на нет все преимущества использования техники с паросиловыми агрегатами.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ ПАРОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАКТОРОВ
…. Хорошая классификация дается в книге «Современные паровые автомобили и тракторы» отечественного издания 1936 года. Прежде всего, транспортные средства делятся на две большие группы, сообразно типу их паросиловой установки:
…. — первый тип: «overtype» — «высокий тип», когда двигатель расположен непосредственно сверху на котле. Котел при этом исключительно паровозного (локомобильного) типа, т.е. жаротрубно — дымогарный.
…. — второй тип : «undertype» — «низкий тип», двигатель расположен на раме шасси, т.е. установлен отдельно от котла. При этом тип котла может быть разным: как котлом «объемного наполнения» — водотрубным, так и жаротрубно-дымогарным, или даже прямоточным котлом, типа «Серполе».
…. Схему «overtype» использовали исключительно в прожорливых и тихоходных тракторах – тягачах, которые были крайне тяжелыми и громоздкими, что определялась конструкцией их котла паровозного типа, а так же низкими параметрами пара, которые такие котлы могли развивать. Напомню, что паровозные котлы работали на давлении пара не более 12-14 атм. и действовали исключительно на выхлоп отработавшего пара в атмосферу. Т.е. без конденсаторов.
…. Схема «undertype», когда паровой двигатель расположен на раме шасси, т.е. установлен отдельно от котла, использовалась в большом разнообразии компоновок. Эта компоновка применялась как для различных тракторов- тягачей, так и для автомобилей, в том числе и легковых. В этом случае использовались котлы самой различной компоновки, в том числе и на жидком топливе — от керосина, до мазута. Прямоточные котлы на жидком топливе выходили на рабочий режим через 30-40 секунд (именно секунд!), после розжига горелки. А наиболее технически совершенные модели котлов создавали давление пара в 100 атм, что обеспечивало достаточно высокую экономичность и большую мощность таких паро-силовых установок. Например, на давлении в 100 атм. работал мотор немецкого парового грузовика фирмы «Henschel», при температуре перегрева в 450 0С. На давлении в 100 атм. работала паросиловая установка опытной модели отечественного экспериментального авто на базе легковой «Победы», созданной в середине 50-х годов. Таких машин было создано 4 экземпляра, на испытательном пробеге они на хороших дорогах разгонялись до 120 км/час.
…. Конечно — сегодня вряд ли имеет смысл создавать легковой автомобиль или автопоезд дальних перевозок по магистральным трассам с приводом от паровой машины на угле или на дровах- опилках- соломе. Но вот тягач- трактор для сельского хозяйства, лесоразработок или для дорожного строительства – это очень нужно всем тем малым предприятиям, которые страдают от высоких цен на дизельное топливо и на бензин.
Давайте посмотрим повнимательнее на фотографии и схемы, практически столетней давности, которые представляют нам вершину развития транспортных средств с паросиловыми установками
…. В СССР после Великой Отечественной войны — в конце 40-х, первой половине 50-х гг 20 века были спроектированы и созданы в опытных образцах уникальные конструкции парового транспорта.
… Первое- паровой трактор ПТ-54 (на основе дизельного трактора ДТ-54), он работал на угле. Применение парового двигателя подало возможность исключить из конструкции трактора коробку передач, карданную передачу, муфту сцепления и коническую пару. Устранение таких элементов трактора компенсировало появление тяжелого парового котла и бункера с углем. В итоге — паровой трактор оказался лишь немного тяжелее своего дизельного предшественника, зато у него отчасти возрос крутящий момент и тяговое усилие… Топливный бункер содержал 400 кг угля, и это обеспечивало работу трактора на 3,5 часа при максимальной нагрузке.
… Второе — в начале 50-х годов в СССР создан уникальный паровой грузовик- тягач для работы на лесоразработках НАМИ — 012. Машина питалась бревнами — дровами, имела двигатель мощностью в 100 л.с. и могла таскать груз до 12 тонн весом. Но он так и остался созданным в экспериментыльных нескольких экземплярах.
А в Англии до середины 50-х годов выпускались и активно ездили паровые грузовики фирмы «Sentinel» на угле.
- . — * — * — * —
Осенью 22 года. Я начал понемногу приближаться к своему давнему замыслу. Сделать паротяглый самоход. Начну с мотоцикла. Почему мотоцикл- потому что его будет проще всего транспортировать в авто фургоне на разные показательные выступления, фестивали и слеты. Котел будет иметь топку на 110 литров. Площадь теплообмена котла будет иметь 1,6 кв метра. Колосниковая решетка площадь 0,15 кв.метра. Мощность паровой машины будет не менее 22 л.с. Установка будет 2-х контурной. Паросиловой контур будет на ORC цикле. Двигатель будет роторным двойного расширения.
Все подробности немного позже.
Кто хочет подробнее узнать о паровых мотоциклах в историческом прошлом- читайте мою статью на моем канале в Яндекс Дзен — https://dzen.ru/media/id/60aa543f7c06eb09302ba1a0/parovoi-motocikl-udivitelnaia-realnost-60bc2e9b61893124cba7e919